Налоговые льготы для инновационной деятельности


Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В первую группу включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данное освобождение предоставляется при выполнении следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):

  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих
    продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР
    следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

        разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; o разработка новых технологий; создание опытных образцов машин,

        оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим

        лицам, их испытание;

  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на
    основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных
  • фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

2.         Освобождение от НДС реализации прав на результаты
интеллектуальной деятельности.

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.

Однако не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав.

3.         Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 г. вступила в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

   амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

    оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

    непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

    расходы на оплату работ подрядчиков;

   отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

   другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников». Сверхнормативные «другие расходы» на НИОКР можно будет учесть на общих основаниях, то есть при их соответствии другой категории расходов по гл. 25 НК РФ (например, расходы на аренду помещений или оборудования).

Порядок списания расходов на НИОКР будет зависеть от оформления их результата:

(если) в итоге оформлены исключительные права на их результаты (зарегистрирован патент), то они по вашему выбору (закрепляете в учетной политике) или амортизируются, или списываются на прочие расходы в течение 2 лет. Напомним, что сейчас такие активы нужно амортизировать;

(если) права не оформлены, то расходы на НИОКР можно будет списывать после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) единовременно вне зависимости от их результата и от использования этого результата. То есть для их списания будет достаточно просто акта о приемке результатов НИОКР (этапов работ). Сейчас, напомним, такие расходы нужно списывать в течение 1 года.

Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ. В составе приоритетных технологий упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В поправках теперь оговорен порядок, по которому налогоплательщики с правом применения повышающего коэффициента, в подтверждение заявленных расходов вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль с 2012 года будут сдавать в ФНС еще один специальный отчет. В нем они обязаны подтверждать каждое выполненное научное исследование и опытную разработку, а налоговики будут иметь право проверить этот отчет путем назначения его экспертизы в научных учреждениях.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники.

В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении следующих условий:

        организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

        организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 "Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий");

        доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц - не менее 70%;

        среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При этом вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно.

5.         Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых
в научно-технической деятельности.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.

Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6.         Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования.

В подпункте 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от следующих фондов:

        Российского фонда фундаментальных исследований;

        Российского гуманитарного научного фонда;

        Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере;

        Федерального фонда производственных инноваций;

        иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

При этом не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы

средства,   полученные   налогоплательщиком   в   качестве   вознаграждения   от вышеуказанных фондов.

7.         Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами
малого и среднего предпринимательства.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ).

Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода. Указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы». Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки (абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

8.         Инвестиционный налоговый кредит.

Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

        внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

        НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

9.         Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 г. в НК РФ добавилась новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер - 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, - в общем для НИОКР порядке.

10.       Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным
основным средствам.

С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

        объектов по Перечню Правительства РФ;

        объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если этот класс определяется в отношении таких объектов.

Однако реальную экономию получат только компании, объекты которых будут включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования, кроме лифтов и бытовой техники -кондиционерам, копирам, мониторам, холодильникам и т.д.

11.       Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и
медицинских организаций.

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, уже с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной   и   медицинской   деятельности,   который   должно   установить Правительство РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Другие условия, которые должны соблюдать при применении нулевой ставки организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, указаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

  организации должны иметь соответствующую лицензию;

  доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

   в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

  в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для медицинских организаций есть еще одно условие: не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

Поправки в НК были сформулированы таким образом, что для пользования льготой эти компании должны были подать соответствующее заявление в 2010 г., еще до появления поправок. Но проблема решена - нужно дождаться правительственного перечня, после чего подать заявление, а уже уплаченные в 2011 г. авансовые платежи вернуть или зачесть.

12. Пониженный тариф страховых взносов.

Пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Для   организаций   и   индивидуальных   предпринимателей,   применяющих упрощенную    систему   налогообложения,   основным   видом   экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

13. Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Установлено, что вправе применять УСН хозяйственные общества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

 

Вернуться к статье